Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Материально-техническое состояние и медико-социальные условия МДОУ обеспечивают развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. МДОУ имеет музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда, медицинский кабинет, изолятор и ряд служебных помещений.

Музыкальный зал

Имеются:, баян, детские музыкальные инструменты, магнитофон, синтезатор, дидактические игры, методические пособия, игрушки. Весь материал соответствует принципам дидактики и санитарно-гигиеническим требованиям.

Положение о работе музыкального зала

Физкультурный зал

Зал оснащен разнообразным физкультурным оборудованием: стационарным и переносным, физкультурными пособиями и инвентарем, способствующим укреплению здоровья и обеспечивающим разнообразную и интересную для детей двигательную, игровую и познавательную деятельность.

Положение о работе физкультурного зала

Групповые помещения

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка, поэтому ее организации в МДОУ уделяется особое внимание. Развивающая предметно-пространственная среда в групповых комнатах детского сада оборудована  в соответствии с образовательной программой, интересами и склонностями детей, учетом их возрастных и половых различий и направлена на стимулирование коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, трудовой, продуктивной, музыкальной деятельности дошкольников.

Оборудование помещений МДОУ соответствует таким  требованиям, как:

  •  безопасность;
  •  эстетическая привлекательность;
  •  развивающая направленность;
  •  здоровьесбережение.

Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы организовано в виде разграниченных зон («центров»), оснащенных развивающими материалами (книгами, игрушками, материалами для творчества, развивающим оборудованием и пр.). Все предметы доступны детям и позволяют дошкольникам выбирать  интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дают возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

В групповой комнате группы для детей от 1 года до 4 лет имеется:

  • центр «Песок-вода», где идет игра-экспериментирование  различными подходящими  предметами и природными материалами, в процессе которых дети знакомятся со  свойствами различных предметов и материалов, закрепляются элементарные представления  детей о форме, величине, цвете предметов, развивается мелкая моторика;
  • центр двигательной активности для развития крупных движений и реализации  потребностей в  движении;
  • центр развивающих игр, в котором находятся все игрушки и пособия, направленные на  развитие сенсорного восприятия, воображения, речи, мелкой моторики; 
  • игровые , где собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта и позволяют овладеть определенными навыками действий с этими предметами;
  • центр изобразительной деятельности;
  • книжный уголок, где дети рассматривают книжки, картинки, с интересом и вниманием слушают то, что им рассказывают взрослые, проговаривают знакомые стихи и потешки;
  • уголок конструктивной деятельности, где ребенок воспроизводит показанные взрослым постройки и пытается строить сам;

В пределах пространства групповой комнаты для детей от 4 до 7 лет выделены центры:

* физического развития. Физкультурный уголок содержит инвентарь и оборудование для физической активности детей, массажа, дидактические игры, картины, пособия, направленные на формирование начальных представлений о ЗОЖ, воспитание культурно-гигиенических навыков;

* познавательного развития:

  • центр математического развития содержит демонстрационный и раздаточный материал, дидактические игры, материал для развития пространственных и временных представлений, развитию представлений о величине предметов и их форме, о числе и количестве и др.;
  • уголок конструирования с мелким и крупным строительным материалом, разнообразными конструкторами, мозаиками, разрезными картинками, схемами, бросовым и природным материалом для художественного конструирования;
  • центр познавательного развития, в котором имеются дидактические игры, пособия, наглядный и иллюстративный материал: подборки книг, репродукции, знакомящие детей с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества. Материал способствует упражнению детей в применении знаний, развитию творчества, логического мышления, речи;
  • центр опытническо-экспериментальной деятельности, который позволяет ребенку овладеть различными эталонами и способами обследования предметов, закрепить представления, делать простейшие выводы, умозаключения, развивает познавательный интерес, позволяет формировать элементарные естественнонаучные представления;
  • уголок природы, в которых содержаться различные комнатные растения, , дидактические игры, наборы картин, и др. материал для развития экологической культуры.

* речевого развития. Книжный уголок с хрестоматиями, энциклопедиями для детей дошкольного возраста, произведениями отечественной и зарубежной литературы, дидактические игры.

* художественно-эстетического развития:

  • центр художественно-эстетического развития с набором различных материалов для рисования, лепки, аппликации, а также экспозициями картин, гравюр, произведений народного творчества, выставками авторских работ детей, родителей, сотрудников МДОУ. 
  • музыкальный уголок, в котором имеются музыкальные инструменты.

* социально-коммуникативного развития:

  • уголок игровой деятельности с играми и игрушками для различных видов игр;
  • центр театрализованной деятельности, содержащий разнообразные виды театров и оснащения для разыгрывания сценок, атрибуты, элементы костюмов.

В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, имеются игрушки, побуждающие к двигательной игровой деятельности.

Медицинское обслуживание

Медицинское обслуживание детей Учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Учреждение обязано предоставить     помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

МДОУ     функционирует     в     помещении,     отвечающем     санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим  требованиям  и  правилам  пожарной  безопасности,  а также психолого-педагогическим  требованиям  к  благоустройству  МДОУ,  определенным  Министерством  образования  и Министерством  здравоохранения  Российской Федерации.

Медицинское  обслуживание  детей  обеспечивается  штатным  медицинским  персоналом,  который  наряду  с  администрацией  несет ответственность  за  здоровье  и  физическое  развитие  детей,  проведение  лечебно-профилактических мероприятий,  соблюдение  санитарно-гигиенических норм,  режим  и  качество  питания  детей, оказание  первой  помощи  ребенку.

Мониторинг РППС

Аналитическая справка о результатах мониторинга инфраструктуры РППС МДОУ №1 (ноябрь 2024 г.)

Аналитическая справка о результатах мониторинга инфраструктуры РППС МДОУ №1 (ноябрь 2023 г.)

Доступная среда

Паспорт доступности МДОУ №1

Дорожная карта доступности МДОУ №1

Развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями является сегодня одной из важных проблем образования. Основа инклюзивного образования – исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий, помимо научных и методологических – социальные и административные ресурсы и требующий кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку. Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года, устанавливает содержание инклюзивного образования, которое включается в основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Сегодня инклюзивное образование понимается Российскими учеными как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной ) доступной среды для инвалидов и малобильных групп населения.

Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Одной из важных задач программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть разными образовательными потребностями. МДОУ №1 посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется в соответствии с заключениями и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии по "Адаптированной основной образовательной программе МДОУ для детей с ОВЗ", которая является составной частью "Основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ №1".

 

Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

2. Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. МДОУ №1 функционирует с 1962 года. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением.

3. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. МДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20. В учреждении организовано сбалансированное трёхразовое питание с уплотнённым полдником в соответствии с примерным 10-дневным меню. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

4. Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Медицинское обслуживание детей, в т.ч. инвалидов и лиц с ОВЗ в детском саду осуществляет ГБУЗ ЯО «Любимская районная больница» в соответствии с договором на оказание медицинских услуг и соглашения о взаимодействии. Обеспечивается оказание первичной медико-санитарной помощи:

  • организуются профилактические осмотры;
  • постановка и учет туберкулиновых проб;
  • проведение санитарно-просветительской работы;
  • контроль питания;
  • организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий В МДОУ;
  • имеется медицинский кабинет, изолятор.

Санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20: световой, воздушный и питьевой режимы поддерживаются в норме. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, оздоровительный бег, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).

Педагогические работники обучены навыкам оказания первой помощи. В каждой группе имеется аптечка первой неотложной помощи. С целью охраны и укрепления здоровья детей в детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье и развитии, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

Памятка для сотрудников МДОУ, работающих с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья

Безопасность дошкольного учреждения обеспечивается: пропускным режимом, системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой, дежурством сторожей в ночное время. Также детский сад оснащён: автоматической системой пожарной сигнализации, которая выведена на пульт пожарной охраны.

Функционирует психолого-педагогический консилиум МДОУ (ППК МДОУ), целью которого является создание социализации и адаптации воспитанников посредством психолого–педагогического сопровождения.

План психолого-педагогического консилиума (ППК) МДОУ №1 на 2024-2025 учебный год

Положение о психолого-педагогическом консилиуме муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1

5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники МДОУ не имеют доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета в детском саду нет.

6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ. В каждой группе МДОУ имеются ноутбук с выходом в интернет, магнитофон, световые планшеты, в музыкальном зале имеется интерактивная доска . Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

8. Общежития, интернаты, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ, не предусмотрены.

Конвенция ООН о правах инвалидов

Декларация о правах инвалидов

Ссылки на видео-ролики, разработанные в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда":

Поэзия. Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда"

Футболистка (Football). Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда"

Страница обновлена 23.12.2024